Бируля

 

bijajynitskij-birulija.jpg

Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля родился в 1875 году в с.Королево Витебского уезда [1]. Его отец – потомственный дворянин Андрей Симплицианович Бялыницкий-Бируля – с 1863 года являлся действительным членом статистического комитета Витебской губернии, а также заведывал единственной метеостанцией в губернии. Борис Андреевич окончил Новороссийский университет и в 1902 году поступил на должность кандидата в Витебском окружном суде, а в 1905 году стал секретарем Витебского окружного суда. С 1908 года – Борис Андреевич служил городским судьей 1-го участка Витебска, а с 1912 года – губернским земским гласным от Витебского уезда и гласным Витебской городской Думы. С июня 1917 года Б.А. Бялыницкий-Бируля работал уже не в судебном ведомстве, а юрисконсультом в союзе домовладельцев и преподавателем законоведения [1]. В апреле 1917 года он состоял членом благочиннического совета Витебских городских церквей и был назначен епископом Полоцким Кирионом в состав комиссии по подготовке чрезвычайного съезда представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии, 14 апреля 1917 года единогласно избран председателем этого съезда, в июле 1917 года - избран делегатом от мирян Полоцко-Витебской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви, а в декабре 1917 года – председателем второго чрезвычайного съезда представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии (13-14.12.1917), на котором сделал доклад об организации епархиального управления в новых условиях. Смысл своей деятельности на этом посту видел в установлении церковного мира, религиозном объединении пастырей и пасомых. 16 апреля 1917 года избран в состав епископского совета и в организационный совет для подготовки епархиального печатного издания. 26 мая 1917 года на съезде представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии выступил против проекта секуляризации церковно-приходских школ и превращения их в народные, а также сделал воодушевленный и убедительный доклад об отношении Церкви к государству, по которому делегатами съезда была сделана следующая резолюция, опубликованная в №31 «Полоцких епархиальных ведомостей» от 17.07.1918: «Принимая во внимание, что общность религии во все времена и у всех народов являлась всегда одним из главных устоев прочности величия и национального единства государства, что православная вера, а равно и православная церковь, как ее внешнее выражение, есть общая вера и церковь 120 миллионов российских граждан, что посему посягательство на веками сложившееся отношение православной церкви к российскому государству, в особенности в настоящую грозную минуту, когда нам грозит лютый враг извне, а изнутри поднимают свою голову нестроения жизни, было бы шагом опасным для самого существования веры и великой единой России, съезд признает, что отделение у нас православной церкви от государства немыслимо. Помня вместе с тем, что церковь есть свободное общество верующих и в свободном государстве должна пользоваться полной свободой самоопределения в вопросах устроения внутренней жизни, съезд считает, что отныне православная церковь не может быть больше ничьей слугой в государстве: ни правительства, ни каких-либо политических партий и тем паче отдельных классов, но должна быть установлением, обладающим полной автономией в разрешении всех сторон своего бытия, долженствующим покоиться на началах Евангельских, на правилах святых отцов и учителей православной церкви». В 1918 году Борис Андреевич работал преподавателем законоведения и состоял в Витебском городском учительском союзе [1]. Он также принял активное участие в съезде духовенства Полоцко-Витебской епархии, сделав 14 июня 1918 года доклад на тему: «О положении Церкви при новых условиях жизни». Главной мыслью доклада была объединительная роль Церкви, как никогда проявившаяся во времена испытаний. В итоге Б.А. Бялыницкий-Бируля был избран сверхштатным членом Витебского епархиального управления. Еженедельник «Витебское церковно-общественное слово» (ВЦОС) в №4 за 1918 год, сообщая об аресте Бориса Андреевича, называет его «видным церковно-общественным деятелем губернии». 14 июня 1918 года, выступая на епархиальном съезде с докладом «О положении Церкви при новых условиях жизни», Борис Бялыницкий-Бируля обозначил путь спасения родины – объединение людей вокруг Церкви, выразив уверенность в том, что «… одна государственность без религии – ничто, … основа всего – православная вера, народность и государственность» (ВЦОС, №3 от 14.07.1918). 16 июня был избран сверхштатным членом Витебского епархиального управления, 19 июня – членом епархиального комитета призрения, созданного для оказания помощи нуждающимся лицам духовного звания и студентам учебных заведений епархии (ВЦОС, №3 от 14.07.1918).