Архиепископ Николай (Покровский)
Николай Владимирович Покровский родился 2.04.1851 
в семье священника Владимира Петровича Покровского, служившего в Богоявленской 
церкви с.Глебовское Суздальского уезда Владимирской губернии (впоследствии 
служил в Крестовоздвиженской церкви г.Шуя).
1868 – окончил Владимирское 
духовное училище;
1872 - окончил Владимирскую духовную семинарию со степенью 
кандидата по кафедре гомилетики;
12.09.1872 – 5.09.1874 - учитель русского 
языка и приготовительного класса Шуйского духовного училища;
1874 - 1878 – 
учеба в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью 
кандидата;
1878 - 1882 – преподаватель в Самарской духовной семинарии по 
кафедре гомилетики, инспектор классов, член распорядительного собрания 
семинарского правления, преподаватель русского языка в Самарском епархиальном 
женском училище;
1882 - 1883 – смотритель Веневского духовного училища;
с 
2.10.1883 - преподаватель гомилетики во Владимирской духовной 
семинарии;
4.03.1884 – рукоположен в сан священника с оставлением в должности 
преподавателя Владимирской духовной семинарии;
с 1884 - священник во 
Владимирском Успенском монастыре;
с 4.08.1884 – распорядитель народных чтений 
и собеседований во Владимире при Братстве св.Александра Невского;
с 1.10.1885 
- преподаватель учения о православном богослужении при школе церковного пения 
братства св.Александра Невского;
10.03.1887 - награжден Святейшим Синодом 
скуфьей за отлично-усердное при честном поведении прохождение 
должностей;
1888 - аттестован епархиальным архиереем: «Способен и 
надежен»;
27.03.1902 – 30.01.1906 – настоятель церкви св. мученицы Татианы в 
Санкт-Петербурге и законоучитель в Ларинской гимназии (6-я линия Васильевского 
острова, 15);
30.01.1906 - март 1909 - настоятель церкви святой 
великомученицы Екатерины на Васильевском острове, член Духовной 
консистории;
16.06.1919 - рукоположен во епископа Вятского и Глазовского, 
назначен правящим архиереем Тобольской епархии;
1921 - арестован в Тобольске 
после контрреволюционного восстания и приговорен к расстрелу, но помилован, 
впоследствии - архиепископ Симбирский;
1925 - 1928 – находясь в ссылке в 
Псковской губернии, управлял приходами патриаршей церкви в Псковской 
епархии;
1925 – отказался участвовать в работе съезда обновленческого 
духовенства Псковской епархии;
1927 - уволен на покой;
1929 - служил в 
Иваново-Вознесенской епархии;
1.04.1929 – 1932 - управляющий 
Полоцко-Витебской епархией, ему было разрешено служить только в Покровской 
церкви г.Витебска. Возглавил работу по массовому открытию приходов патриаршей 
церкви: только весной 1929 с патриаршей церковью воссоединилось 14 приходов, 
ранее пребывавших в обновленчестве, всего в 1929 - 1930 число таких приходов в 
Полоцко-Витебской епархии достигло 115;
1931 - участвовал в заседаниях Синода 
при Патриаршем Местоблюстителе;
май 1931 - посетил г.Старая Русса для 
приведения в порядок дел местного епархиального управления;
10.03.1932 – 
после начала новой кампании по закрытию церквей  большая часть закрытых 
сельских церквей была просто разгромлена, запасные Святые Дары часто 
разбрасывались по полу и попирались ногами, антиминсы раздирались в клочки, 
сосуды, утварь, облачения часто расхищались, а книги и иконы уничтожались на 
месте. Священство закрытых церквей находилось в тюрьмах, ссылках, на 
принудительных работах, некоторые бежали, никто не принимал священный сан – три 
года прошло без хиротоний. Из письма архиепископа Николая (Покровского), 
написанного в г.Витебске 18.01.1931: «У меня остается всего 6 приходов на всей 
территории. В городе я остался при одном больном священнике. Все приходы 
свободны и назначены к закрытию. Милостью Божией здоров. Левый глаз после 
операции ослеп, правый работает плохо. С большим трудом читаю и пишу. Никуда не 
собираюсь, хочу умирать здесь. Место для могилы облюбовал напротив окна своей 
комнаты, через дорогу. По праздникам служу с помощью случайного диакона. Трудно, 
устал до изнеможения. Благодарю Бога за все». В 1932 так описывал состояние дел 
в Полоцко-Витебской епархии: «Непосредственно слышишь вопли, плач христиан о 
гонении на религию; видишь слезы плачущих земляков, родных, близких и своих 
духовных детей. Слаб и беден мой язык изобразить настоящее бедственное положение 
христианской религии. Просвета не видно, ни облегчения, ни утешения, ни 
улучшения и в недалеком будущем»;
23.03.1932 - взята подписка о невыезде из 
г.Витебска и предъявлено обвинение в том, что:
«а) он являлся руководителем 
контрреволюционной группы «тихоновской» церкви; б)  вдохновлял и руководил 
массовыми волнениями населения в 1930 г. в Лиозненском, Сиротинском и 
Бешенковичском районах; в) вел беседы о том, что духовенство в СССР находится в 
угнетении и призывал обращаться за помощью к иностранным государствам». По 
пунктам «б» и «в» архиепископ Николай частично признал себя виновным, обозначив 
свою деятельность в открытии церквей и свидетельствуя о бедственном положении 
духовенства. На допросах в ГПУ архиепископ Николай заступался за подчиненное ему 
духовенство, часто опускавшее его имя во время богослужения, и просил не считать 
этот поступок контрреволюционным, каковым он был по мнению 
следователя;
14.07.1932 - постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ 
было принято решение лишить права проживания в 12-ти пунктах и Уральской области 
с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три 
года;
21.10.1932 - данное постановление отменено, было разрешено проживать по 
всей территории СССР;
1932 - как архиерей Полоцко-Витебской епархии, 
участвовал в сессии Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего 
Местоблюстителя;
16.02.1933 - назначен в Удмуртию, архиепископом Ижевским и 
Воткинским, хотя предполагал служить в Полоцко-Витебской епархии до своей 
смерти, выбрал в г.Витебске место для своей могилы, приготовил для себя гроб и 
намогильный крест;
12.03.1933 - прибыл в г.Ижевск, жил в чрезвычайно 
стесненных условиях, заболел малярией, в г.Ижевске невозможно было обеспечить 
питание соответствующее его возрасту и заболеваниям: он не видел даже маленького 
кусочка белого хлеба - только черный, очень часто черствый хлеб, картофель, 
изредка молоко были его обычной пищей, из-за экономии дров, здесь особенно 
дорогих - по нескольку дней, сухоядение. Болезнь мучила постоянно, особенно при 
ходьбе, продолжительном стоянии за богослужениями и в очередях. Служил в 
Ильинской единоверческой церкви г.Ижевска, в которой служба была «длинная, 
скучная, утомительная. Женское чтение тихое, невнятное, монотонное, 
невыразительное, в глубине клироса, плотной стеной отделённого; пение гнусавое, 
при народе тягучее; выполнение устава до единой буквы строгое, неизменно 
затягивает богослужение воскресное и праздничное часто на 4-4½ часа. После 
всенощной, до ночлега, едва плетусь один, всегда без проводника; часто дороги не 
вижу, падаю; на пути блуждаю; всегда усталый где-нибудь на бревнах, на 
завалинках отдыхаю». Настоятель церкви и председатель приходского совета не 
стали заботиться поиском подходящего жилища для престарелого архиерея, чтобы, 
как считал владыка Николай, «…всегда иметь меня в виду и держать в своих руках … 
втиснули меня на улицу Бедноты, в хибарку единоверческой просфорни на совместное 
жительство с ней и с ея племянницей, 20-летней девицей».Он был вынужден жить в 
этой хибарке с двумя маленькими окошками без форточек, причем зимние рамы 
никогда не вынимались. Высота потолка лишь ненамного превышала его рост. Площадь 
пола – 5 на 5 шагов. В комнате также находились деревянная переборка, кровать, 
ящик с принадлежностями для погребения владыки, шкаф, стол, стул, сундук, 
хозяйский комод и в два квадратных метра кирпичный подполок. Внутри помещения 
была страшная духота, особенно, когда пеклись просфоры. Помолиться утром и 
прочитать правило перед причащением он выходил на открытый маленький дворик, на 
виду у массы рабочих, живших позади двора в двух каменных, четырёхэтажных 
корпусах. В этом же помещении архиепископу Николаю приходилась принимать мирян 
на исповедь и священников с разных приходов, рассказывавших о притеснениях от 
местных сельсоветов. В г.Ижевске на архиепископа Николая написали жалобу в 
Синод, поскольку он тяжело переживал многочисленные вопиющие небрежности и 
неправильности в совершении богослужения духовенством Ильинской церкви и, по его 
словам, «никогда, нигде не был спокойным зрителем недостатков, замеченных в 
церкви при богослужении, среди членов причта, а всегда стремился к порядку». В 
свое оправдание в июне 1933 он писал: «56 лет прослуживши верой и правдой Церкви 
Христовой, 42 года проработав в средней школе духовной и светской, мужской и 
женской, провинциальной и столичной; пробывши членом консистории в Петрограде 
при Митрополитах: Антонии, Владимире, Питириме и Вениамине, я научился 
вежливости, деликатности в обращении, корректности в своих отношениях… Свои 
указания, замечания, предложения причту… я всегда делал в алтаре, без 
присутствия кого-либо из мирян, тихо, спокойно, без раздражения. На них 
священник и диаконы, кроме протодиакона, проявляли часто непослушание или 
отвечали грубостию …».
Такие нестроения окончательно подорвали силы 
архиепископа Николая: в июле 1933 он жаловался на общую слабость, 9.07.1933 не 
смог дослужить Литургию. 15.07.1933 врач нашел у него брюшной тиф и поместил в 
Ижевскую городскую больницу, где архиепископ Николай скончался в 12 часов ночи 
на 18.07.1933.
19.07.1933 - погребен на Успенском кладбище г.Ижевска.
12.09.1989 - реабилитирован прокуратурой Витебской области.
Использованные источники и литература
Архивная справка №6/8-14 от 06.02.2007 Государственного архива 
Ивановской области.
Архивная справка Управления ЗАГС Администрации г.Ижевска 
от 12.07.2005.
Архивная справка №Г-75 от 19.07.2005 УФСБ РФ по Удмуртской 
Республике.
Архивная справка №08т-196 от 29.06.2005 ЦГА Удмуртской 
Республики.
Архив УКГБ РБ по Витебской области, д.15759-П.
Личный архив 
священника Александра Малых (г.Ижевск).
РГИА. Фонд 796. – Оп. 438. – Д. 
1801.