Священномученик Димитрий Власенков

 

vlasenkov_1.jpg

Дмитрий Емельянович Власенков родился 15 мая 1880 года в д.Росасно Дубровенского уезда. Окончил церковно-приходскую школу. В 1902-1905 гг. служил унтер-офицером в царской армии. Занимался земледелием.

В 1931-1934 гг., до закрытия храма в д.Росасно, состоял в церковном совете прихода. В 1931-1932 гг. был осужден на 3 месяца принудительных работ. В 1934 г. осужден по ст.152 УК РСФСР, приговор неизвестен. Дмитрий Емельянович был арестован 16 мая 1940 года Дубровенским РО НКВД и помещен в Оршанскую тюрьму. В постановлении на арест имеется и формулировка предварительного обвинения: «... не имея определенной работы проводит религиозные обряды, чем добывает средства для существования (священник), по национальности белорус, женат имеет жену и восемь детей, которая получает пособие по многосемейности». В ходе следствия форма обвинения претерпела изменения, существенно сократившись до привычного в то время штампа – «антисоветская агитация».

Но на допросе 16 мая 1940 года Дмитрий Емельянович твердо показал, что «не проводил антисоветскую агитацию, а проводил религиозные обряды (иногда крестил детей, проводил похороны)». Последнее утверждение требует уточнения. Дело в том, что после массового истребления духовенства в конце 1930-х гг., церковные Таинства и обряды по просьбам верующих зачастую вынужденно совершали благочестивые миряне по причине отсутствия духовенства. Год рождения Дмитрия Емельяновича и отсутствие у него духовного образования заставляют сделать вывод о том, что в церкви он начал служить только после 1917 года и в солидном возрасте – 40-50 лет. В каком же священном сане он подвизался? Ответ на этот вопрос должны дать архивные документы, но в 1930-1940-е гг. и иногда они не отражали истинное положение церковных дел, поскольку составлялись представителями советского поколения молодежи, в большинстве своем утратившими связь с Церковью и понимание церковной жизни, да и главной целью составления такого документа ставилась задача доказать предъявленное обвинение, а не составить подробную и точную биографию арестованного. Итак: в анкете арестованного, заполненной 16 мая 1940 года Дмитрий Емельянович называет себя земледельцем; на допросе 16 мая 1940 года он указывает род своих занятий – певчий при Россасенской церкви; в упоминавшемся выше постановлении на арест его называют священником; в обвинительном заключении, утвержденном 13 июня 1940 года, указывается, что ранее он был церковным дьяком. Попробуем свести воедино столь противоречивые свидетельства. Сельское духовенство и до 1917 года активно занималось земледелием, а после массового закрытия церквей в конце 1920-х годов обработка земли стала зачастую единственным источником к существованию многих священнослужителей, так что многие из них, заполняя анкеты и указывая род занятий, писали: «священник-землероб» или «земледелец». Не снимая священный сан, они правдиво указывали тот род деятельности, которым им приходилось заниматься в течение ряда предшествовавших лет. В пользу предположения о служении Дмитрия Емельяновича на низших степенях церковной иерархии говорит тот факт, что арестовали его только в 1940 году, а ведь уже к 1938 году в Дубровенском районе почти все священнослужители в пресвитерском и диаконском сане были арестованы и осуждены. Не забудем, конечно, и его собственного свидетельства, приведенного выше, о служении в качестве певчего. Но ведь нельзя совершенно исключить возможность рукоположения Дмитрия Емельяновича в пресвитерский сан после 1937-1938 гг., хотя документально подтвердить этот факт пока невозможно, как нельзя исключить и причины его молчания во время следствия относительно собственного церковного служения - ради безопасности – как личной, так и окружавших его людей. Следовательно, надо признать вполне вероятной возможность служения Дмитрия Емельяновича Власенкова в сане пресвитера или диакона и окончательное решение данного вопроса отнести к области волеизъявления самой Церкви, промыслительно открывшей нам в 2000 году через Собор своих архипастырей не только священническую степень служения Дмитрия Власенкова, но и то, что ему было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29).

Новый этап страданий за Христа открылся ему 19 ноября 1940 года, когда определением Судебной Коллегии по уголовным делам Витебского областного суда Дмитрий Власенков был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет и одному году поражения в правах. С 11 мая 1941 г. он находился в заключении в Карлаге НКВД (станция Карабас Карагандинской области, Казахстан). По прибытии в лагерь медицинским обследованием был признан инвалидом. Только вера в Бога давала силы терпеть скорби от безвинного заключения и болезней. Но здоровье было подорвано многими испытаниями и менее чем через год - 2 мая 1942 года - Дмитрий Емельянович Власенков скончался и был погребен на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага (в настоящее время это поселок Эспе Тельманского района Карагандинской области).

14 апреля 1993 года Д.Е. Власенков был реабилитирован по закону Республики Казахстан, а также Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь 20 декабря 1994 года.

По представлению Алматинской епархии, 20 августа 2000 года священник Димитрий Власенков был прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. По древней христианской традиции память его празднуется в день мученической кончины - 2 мая и в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской:

- 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем;
- в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды;

- в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.