Полонский
Георгий Иванович Полонский родился в 1890 году в крестьянской семье [1]. Окончил Ярославльский лицей, получил университетское образование и степень кандидата юридических наук.
После окончания университета Георгий Иванович служил в Витебском Губернском Присутствии. После начала Первой мировой войны, с 1914 по осень 1915 гг., был прикомандирован для временного исполнения обязанностей земского начальника на участках Витебского и Лепельского уездов [1].
В октябре 1915 года Георгий Иванович был мобилизован на военную службу: сначала солдатом в 298-м запасном батальоне, а затем, по заболеванию, – писарем в Комиссию по расследованию злоупотреблений по воинской повинности. В феврале 1917 года он был переведен на службу в Управление Воздушного флота Двинского округа, где исполнял обязанности обер-офицера для поручений при Инспекторе Военно-Воздушного флота. Здесь же его избрали председателем солдатского комитета [1].
14 апреля 1917 года, как делегат от мирян, был избран заместителем председателя чрезвычайного съезда представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии, а на первом его заседании выступил с патриотической речью, главной мыслью в которой был призыв к поиску, в пределах канонической возможности, новых форм приходской жизни – как следствию перемен в гражданской жизни Российской империи и как условию победоносного окончания войны. 16 апреля, на втором заседании съезда было решено согласиться с предложением Г. Полонского, а также избрать его в организационный совет для подготовки епархиального печатного издания.
10 июня 1917 года он выступил на пленарном заседании Всероссийского съезда духовенства и мирян по вопросу о церковно-приходских школах, категорически возражая против передачи их Министерству народного просвещения и сохранении их в ведении церковных приходов в ситуации постепенного отделения Церкви от государства. В июле 1917 года Георгию Ивановичу было оказано доверие быть делегатом от мирян Полоцко-Витебской епархии на Поместном Соборе Российской Православной Церкви. В августе 1917 года был избран председателем епархиального съезда духовенства, церковных старост и мирян, на котором проводились выборы членов в епархиальные учреждения: Духовную консисторию, Церковно-епархиальный совет, Правление духовно-учебных заведений. В период с августа по декабрь 1917 года он участвовал в деятельности Собора, а 10 декабря 1917 года вернулся в Витебск, заболев брюшным тифом. К февралю 1918 года Георгий Иванович выздоровел и в марте-апреле 1918 года вновь участвовал в деятельности Собора [1].
Во второй половине апреля 1918 года Георгий Полонский вернулся в Витебск и с 19 мая жил в деревне, набираясь сил после болезни. В Витебск он приезжал только для раздачи муки голодающим при Витебской Христо-Рождественской церкви, где был председателем приходского совета, а также для участия в епархиальном съезде летом 1918 года [1]. 15 июня 1918 года он выступил на нем с докладом об организации епархиального управления, а 16 июня был избран штатным членом Витебского епархиального управления, 19 июня выступил с докладом об организации союза православных приходов и необходимости борьбы с явлением «церковного большевизма» - когда клирики незаконно совершали требы на территории других приходов, а церковные денежные средства попросту расхищались (ВЦОС, №3 от 14.07.1918). По результатам его доклада было признано жизненно необходимым создание епархиальных и приходских союзов, а Георгию Ивановичу вынесена благодарность за понесенные им труды на посту председателя приходской секции съезда.
Осознавая личную ответственность за сохранение священной истории исповедничества и мученичества русского православия в условиях масштабных гонений на веру ХХ века, в первом номере еженедельника «Витебское церковно-общественное слово» (ВЦОС) за 1918 год Георгий Иванович обратился к духовенству, церковно-общественным организациям и мирянам с просьбой сообщить через редакцию этого издания подробные сведения о церковной жизни приходов в послереволюционный период: об отношении населения к Церкви, к преподаванию Закона Божьего в школах, к декрету об отделении Церкви от государства, к деятельности Поместного Собора 1917-1918 гг. и епархиальных съездов, к восстановлению патриаршества в Российской Православной Церкви, о способах материального обеспечения духовенства, о жизни православных приходов на оккупированной германскими войсками территории, о степени национального сознания у православных белорусов, об инославной и иноверной пропаганде и т.п., всего через полгода после этого обращения лично став примером мужественного исповедания веры во Христа, даже до смерти.