Анализ учения пятидесятников о Крещении Святым Духом
Пятидесятническое движение возникло в Соединенных Штатах Америки в начале XX столетия, явившись следствием «движения за святость». Основоположником этого движения был Чарльз Пэрхэм (1873-1929 гг.), бывший служитель методистской церкви. Желая повторения дня Пятидесятницы, он особо выделял христианскую святость и совершенство как обязательное предварительное условие спасения и крещения Духом Святым. Именно святость должна была привести к этому страстно желаемому событию. Впрочем, еще задолго до Чарльза Пэрхэма в кругах методистов безгрешное совершенство проповедовал Джон Весли. Его учение было принято в некоторых областях Американских Штатов и получило название «движение за святость». Согласно представлений последователей этого учения, освящение—«это второе определенное дело благодати, полностью разрушающее первородный грех». Эта идея стала следствием их веры в крещение Духом Святым. По их убеждению, после обращения человек должен получить великое благословение—крещение Святым Духом. После этого христианин мог жить на более высоком духовном уровне и преодолевать любые грехи. Иначе говоря, становилась возможной полная святость. Человек, достигший этого, должен иметь особое излияние Божественной силы, которое понимается пятидесятниками даром «говорения на языках».
1 января 1901 года одна из почитательниц Пэрхэма начала говорить на иных языках после того, как ее учитель сказал проповедь и с молитвой возложил на нее руки. Этот случай пятидесятники считают началом современного возрождения пятидесятничества, центром которого стал Лос-Анджелес. Краеугольным камнем воззрения пятидесятников являются слова Спасителя перед Вознесением: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Кстати, свое название и вероучение пятидесятники вовсе не связывают с христианским праздником Пятидесятницы. Они считают, что каждый имеет свою личную пятидесятницу, когда крестится Духом Святым и начнет говорить «новыми языками», только с этого момента становясь членом Церкви Христовой.
В процессе анализа учения пятидесятников, необходимо учитывать их раздробленность на группы, в которых наблюдается большое разнообразие в учениях и поклонениях Богу. Самой большой группой является «Божья ассамблея», учение которой называется «Кодекс основных истин», состоящим из шестнадцати статей, переработанных в 1961 году. Так, в седьмой статье этого документа сказано следующее: «Крещение Святым Духом отличается от нового рождения и следует за ним. При этом происходят такие действия, как преизбыточное наполнение Духом, особое благоговение перед Богом, усиление посвящения Богу и преданности Его труду и большая активизация любви ко Христу, к Божьему Слову и к заблудшим». В свою очередь, в восьмой статье говорится, что: «О крещении верующих Духом Святым свидетельствует начальный физический признак—говорение на иных языках, дающийся им Духом Божьим. Говорение языками в данной ситуации по сути то же, что и дар языков, но отличается от дара языков по своей цели и употреблению». Эти статьи показывают характерные для пятидесятников взгляды: каждый верующий должен стараться говорить языками, что является начальным признаком крещения Святым Духом. То есть все, получившие духовное крещение, должны говорить языками. Согласно представления пятидесятников, сверхъестественные дары, характерные для апостольского периода, а именно: говорение на языках, пророчества, исцеления,—должны быть присущи церкви и в наше время. Отсутствие таких явлений, согласно учения пятидесятников, свидетельствует о духовной смерти и падении, а обладание ими доказывает наличие силы Духа Святого и крещение Им. Пятидесятники учат, что настоящим верующим Бог, по их вере и молитве, дает исцеление. В болезни они видят действие злых сил. Но Бог не желает болезней и не хочет, чтобы Его народ страдал. Иисус Христос победил все силы зла и дает христианину победу над ними, а залог этой победы—в вере. Если человеческие силы исчерпаны, но человек действительно верит, то Бог, по мнению пятидесятников, просто обязан ответить. Они особо подчеркивают: если Бог делал это в то время, Он сделает это и сейчас. В своем вероучении пятидесятники потакают современному человеку в поиске эмоций и возбуждения. Они гарантируют мгновенное проникновение на более высокий духовный уровень, обещая при этом новые и захватывающие религиозные ощущения. При этом главное желание—это желание иметь больше Духа Божьего и непосредственное общение с Богом. По их мнению, это желание должно привести к крещению Святым Духом.
Под крещением Духом Святым они понимают мгновенное действие, при котором верующий человек наполняется Святым Духом и, таким образом, получает полную силу для христианского служения. Пятидесятники основывают это на некоторых местах Ветхого Завета, в которых говорится о двух временах дождей в Палестине—дожде раннем и дожде позднем: «Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря—явление Его—и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю». В книге пророка Иоиля мы читаем: «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру, и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде». Они считают, что эти места носят пророческий характер, понимая под ранним дождем день Пятидесятницы в Иерусалиме. Надо сказать, что пятидесятники считают, что в наше время традиционные церкви не имеют благодати Святого Духа, поэтому Дух Святой стал сходить на некоторых верующих, чтобы возродить церкви. Они верят, что этот поздний дождь Святого Духа продолжает изливаться на верующих при харизматическом возрождении. Само духовное крещение в их понимании означает приход в жизнь человека Духа Святого, как Личности, со Своим именем и со Своими правами: «Дух Христа приходит при обращении, принося с Собой христианскую жизнь, открывая и проявляя Себя. При крещении Духом, Он Сам лично сходит на ожидающего верующего и наполняет его. Это действие отличается от обращения так, как Святой Дух отличается от Христа. Его приход к верующему при крещении—это приход третьего Лица Святой Троицы в дополнение к приходу Христа, происшедшему при обращении: Только после духовного крещения третье Лицо Святой Троицы берет на Себя определенный контроль и дает полный комплект Своих даров». Иначе говоря, несмотря на то, что человек при своем возрождении и обращении получает от Святого Духа «плоды силы и деяний» , он не получает Святого Духа как Личность, полностью наполняющую жизнь верующего, до того момента, пока не переживет крещение Святым Духом. У пятидесятников оно возможно и до водного крещения, и во время крещения, и после него. Их убежденность в том, что Дух Святой может крестить верующего без участия предстоятеля Церкви нигде не подтверждается Священным Писанием.
Согласно представления пятидесятников, быть крещенным Святым Духом, означает: Во-первых, «быть исполненным Святым Духом и находиться под Его властью»; Во-вторых, «быть объединенным в одно Тело, Глава Которого—Христос. Основная функция крещения Духом Святым—поместить человека во Христа и в Его Церковь». Смысл всего вероучения пятидесятников состоит в акте крещения Святым Духом, внешним признаком которого является получение способности говорить с Богом на «иных языках». Апостольская практика возложения рук для получения даров Святого Духа у них отсутствует. Из всего сказанного можно сделать вывод о существовании двух типов христиан у пятидесятников: Первый тип—это подавляющее большинство верующих, имеющих только дары Святого Духа. Им недостает духовного крещения, поэтому их христианство—неполное; Второй тип—получившие Личность Святого Духа при крещении Святым Духом. Они стали обладать даром говорения на «иных языках» и способны учить других и открывать Божественную Волю; В своем прискорбном заблуждении пятидесятники повторяют, что крещены Духом Святым, но на самом деле никто из них не получил этого крещения. Неведомо им таинство Миропомазания, совершаемое иереем, являющееся одним из великих Таинств, открытых Богом человеку. У пятидесятников множество «надежных» способов получения харизмы «языков», кроме одного единственно верного—через епископское возложение рук и совершаемое только над теми, кто принял таинство Крещения. Учение о крещении Святым Духом со знамением языков—это выдуманный пятидесятниками тезис, не находящий себе основания в Слове Божием. Дар языков—всего лишь один из прочих даров харизматического века и не представляет собой свидетельства «Крещения Святым Духом».