Общие закономерности храмостроительства в православных странах

 

Закономерности в развитии храмостроительства удобно определять, используя краткий анализ особенностей развития раннесредневековой архитектуры. Прежде всего, обратим внимание на Константинопольскую архитектурную школу, которая определила наиболее характерные черты зодчества Византии. Период с V по VIII вв. отличается напряженным и плодотворным творчеством византийских зодчих, которые смогли за этот сравнительно небольшой срок пройти огромный путь от простых базилик до великой Софии. Впрочем, ранневизантийская архитектура сразу решила поставленные перед ней задачи. На протяжении V и VI вв. было пройдено несколько этапов развития: от сравнительно простых базилик—к архитектуре, которую венчал купол, как символ небесного свода. Архитектурным ядром храма становится подкупольное пространство, в направлении которого обращались и боковые объемы здания, тем самым помогая устремить ввысь зрение и слух молящихся. Вообще, в V-VI вв. менялись не только Литургия и связанные с ней архитектурные формы, но и отношение к искусству в целом. Новые требования к храмовым постройкам—это большая строгость и отрешенность от реального мира. Промежуточным звеном в развитии византийской архитектуры явилось сочетание базилики и купола—купольная базилика.

Примером таких построек являются константинопольские храмы святых мучеников Сергия и Вакха, а также великомученицы Ирины, явившиеся предшественниками великой Софии. София сооружалась шесть лет: с 532 по 537 гг. Она завершила процесс развития купольной архитектуры во вполне развитом и совершенном виде, явилась торжеством купольной архитектуры—архитектуры, символизирующей вселенную, увенчанную небесным балдахином и прославляющую Божество. Надо отметить, что в контрасте с богатым убранством храмов, их внешний облик был зачастую аскетическим и скупым. Это является характерным свойством византийской архитектуры той эпохи. Заключительным этапом в развитии ранневизантийской архитектуры явилось создание крестово-купольной, по сути—центрической композиции.

Но завершение процесса формирования крестово-купольной архитектурной системы произошло позже, в IX-X вв. В свою очередь, в раннесредневековой Греции архитектурный мир характеризовался базиликами, нередко огромными и с богатым убранством, но чаще всего—небольшими трехнефными базиликами с деревянным перекрытием. Дело в том, что базилика вполне удовлетворяла задачам церковного строительства того времени—построению наиболее вместительных храмов с условием исключения однородности и стандартности построек. При всем разнообразии размеров и пропорций базилик, их объединяет богатство внутреннего убранства, контрастирующее с бедным декором фасадов, которые не были наделены художественной функцией и не играли значительной архитектурно-художественной роли. Они служили лишь оболочкой замкнутого объема храма, преисполненного внутри блеска и великолепия. Зачастую базилики приобретали в плане Т-образную форму—за счет трансепта, пересекающего базилику перед апсидой. С VI в. на островах Эгейского моря строили базилики, в которых трансепт, равный по ширине храму, пересекал здание не в восточной части, а где-то посередине. Здание приобретало крестообразный план, причем над средокрестьем возвышался каменный купол.

Таких храмов немного: только на островах Парос и Пасос. В материковой части Греции такая архитектура неизвестна. Отличительной особенностью храмов этой части Греции можно назвать полное отсутствие купола и полукруглые окончания рукавов трансептов. Почти полное отсутствие купольных храмовых зданий в это время, объясняется техническими препятствиями: отсутствием зодчих требуемой квалификации, а также значительных финансовых средств, без которых дорогостоящие купольные сооружения были недоступны. Подтверждение этому находим в том, что купольные сооружения в этот период сооружались нередко, но принадлежали они классу небольших зданий центрического типа—преимуществен баптистериям. Центрическую композицию зданий греки заимствовали в области Восточного Средиземноморья, но храмовые постройки такого типа (как в Филиппах, Амфиполисе), стали исключением не только потому, что зодчество раннесредневековой Греции оставалось провинциальным. Оно перенимало архитектурные традиции, проявившиеся в Константинополе, но не имело материальных и технических возможностей их реализовать. В целом можно сделать важный вывод о том, что архитектура раннесредневековой Греции не отступала от общих принципов зодчества той поры и не противоречила архитектурно-художественным течениям центральных районов Византии.

На развитии архитектуры Малой Азии сказалась природная расчлененность ее обширной территории. Зодчество западных районов и побережья тяготело к константинопольской архитектурной школе, а южных и восточных районов—к традициям сирийского зодчества. В раннесредневековой архитектуре Малой Азии представлены различные системы: базилики в разных вариантах исполнения, купольные базилики, крестообразные в плане здания с куполом в центре, служившие баптистериями и мартириями. Ярко выраженным индивидуальным архитектурным стилем отличались южные и восточные районы Малой Азии. Здесь можно выделить два этапа развития зодчества. Первый этап характерен сводчатыми, тесными и приземистыми базиликами Бинбиркилисе. Эта «пещерная» архитектура была рождена в раннехристианских общинах с их определенной замкнутостью и обособленностью от окружающего мира. Сюда же можно отнести небольшие и замкнутые крестообразные здания V в. с куполом на среднекрестье, строившиеся в качестве мартириев и крещален. С VI в. такие здания стали расширять: Они должны были служить непосредственно в качестве храмов. Но теперь они становятся не только больше по объему, но и светлее, наряднее. Изменился и весь их облик. Замкнутость и изолированность—эти характерные особенности храмов первого этапа развития, стали вытесняться новыми качествами здания, присущими новому типу зданий—храму для всех. Эти перемены означали переход ко второму этапу развития раннесредневекового зодчества Малой Азии. Внутреннее пространство храмов еще больше расширили, центральную их часть стали завершать куполом, большей частью деревянным, а в некоторых местах—каменном (купольная базилика в Мериамлике). Сложную и насыщенную картину развития раннесредневекового зодчества завершает центрическая архитектура.

Характерным примеров ее является храм IV в. в Каппадокии. Он построен в виде восьмигранника с нишами в углах и с восьмигранной ротондой внутри, перекрытой деревянным шатром. Стилистически это тот же новый этап архитектуры, представленный храмами с деревянными шатрами, впоследствии замененными каменными сводами, только выраженный в иных композиционных формах. Интересно, что и в развитии храмостроительства в Сирии тоже можно выделить два этапа. Первый—это этап замкнутых, огражденных глухими стенами, слабоосвещенных, как бы отрезанных от внешнего мира однонефных (зальных) или базиликальных церквей. Нередко они имели поперечную ориентацию (как в Тафкхе, Шакке). Переходным этапом явилось появление обширных базилик с широкими нефами, разделенными колоннами (пример, базилика в Дар-Кита).

Особенностью сирийских базилик является прямоугольность восточной части храма, то есть центральная апсида может не выступать наружу, а скрываться за прямой стеной. Базилики данного типа были бескупольными. Множество колонн, разделяющих нефы, постепенно заменялись широко расставленными столбами, благодаря чему пространство всех нефов как бы сливалось. Иначе говоря, в архитектуре Сирии конца V—начала VI вв. происходил процесс расширения и объединения внутреннего пространства, даже без участия купола. Этот процесс венчают центрические храмы с деревянным шатром (как в Басре), впоследствии замененным каменным куполом (в Апамее). Эти храмы явились архитектурными композициями, в которых был наиболее полно воплощен новый этап развития монументальной архитектуры, характеризующийся созданием огромных и торжественных ансамблей и отдельных храмов, влекущих к себе своим великолепием. Торжество победившей Церкви, создавшей торжественное богослужение, выразилось в торжестве самой архитектуры.

В развитии армянской архитектуры до арабского завоевания также можно выделить два этапа. Первый этап—это период с IV по первую половину V веков. Он характерен небольшими однонефными (зальными) удлиненными храмами с глухими стенами, со скрытой в толще стены апсидой. Крыша представляла собой деревянное двухскатное покрытие, впоследствии замененное цилиндрическими сводами. Примером таких построек служат храмы в Диракларе и Танаате. К этому же периоду относятся и удлиненные трехнефные базилики с выступающей апсидой, перекрытые цилиндрическими сводами. Широкий средний неф возвышается над узкими боковыми, а всех их объединяет общая двухскатная кровля (т. н. ложная базилика). Базилики этого типа—бескупольные, замкнуты, тесны, полутемны. Их архитектура призвана изолировать молящихся от внешнего мира, а пропорции—приземисты. Архитектурные массы большей частью слиты в единый массив под общей кровлей, декор на фасаде отсутствует.

Второй этап развития армянской архитектуры приходится на вторую половину V—начало VI веков. Характерным примером храмов этого периода может служить Ереруйкская базилика. Широкий средний неф отделен от боковых нефов тремя парами столбов, апсида скрыта в толще стены, перекрытие нефов—не сводами, а деревом. Появляется декор на фасаде, увеличено число окон—значит больше света в храме. Время замкнутых, лишенных внешнего эффекта, приземистых храмов с их мистическим полумраком уходило. Ереруйкская базилика была намного светлее и торжественнее их: сложные сочетания различных объемов, стройность и гармоничность не только плановой, но и пространственной композиции; стремление усилить освещенность здания; декор фасадов—это ее отличительные черты. Следующим шагом стало создание архитектурных композиций в виде купольных залов. Армянские зодчие нашли собственный путь развития купольной архитектуры VI в.—первой половины VII в., впрочем, это происходило в рамках той общности, которая была свойственна всему средневековому зодчеству. Были созданы разнообразные композиции купольных храмов. В частности, крестово-купольная композиция—это скрещение старой, крытой деревом или цилиндрическими сводами базилики, с центрической купольной системой. Результат такого совмещения: при господстве базиликанской протяженности введен крестово-купольный элемент—канонический купол на восьмигранном барабане с примыкающими к нему с четырех сторон полукруглыми сводами. Таковы храмы в Одзуне, Мрене, Багаване. Впрочем, здесь было заключено противоречие: купол, доминирующий над окружающими его объемами, сочетался с противоположным принципом—базиликальной протяженностью и узкими нефами, сокращающими внутреннее пространство. Для исключения этого противоречия боковые нефы стали сужать, а потом и вовсе свели на нет, соединив столбы со смежными стенами. В результате значительно увеличился подкупольный объем и все внутреннее пространство сконцентрировалось вокруг него. Так в начале VII в. в Армении была создана оригинальная композиция купольного зала, явившаяся синтезом базилики и центральной купольной системы, причем последняя поглотила базилику. В основном это касалось организации внутреннего пространства здания, а наружные массы зданий менялись мало: по-прежнему крестово-купольность была подчеркнута широкими и сильно приподнятыми фронтонами. Примером такой архитектурной композиции является храм в Птгни (VII в.).

Другой линией развития купольного строительства в Армении стало создание храма-тетраконха, увенчанного куполом, покоящимся на восьмигранном барабане. Храм такого типа сооружен в Аване, в конце VI в.—начале VII в. В нем создавалась, благодаря чередованию широких и узких внутренних объемов, объединенных единым подкупольным пространство, та внутренняя структура, в которой преобладает вертикаль. Но снаружи это ощущается слабее, так как свидетельством преобладания вертикали является лишь купол, при общей значительной продолжительности здания. В сочетании с ротондой композиция тетраконха получила новый импульс развития. Примером этому служит храм Бдящих Сил (Звартноц), построенный в середине VII в. Особенностью этого храма можно назвать центричность наружной композиции, в основе которой лежит цилиндр. Благодаря этому наружная композиция храма приведена в полное соответствие с центрической внутренней архитектурой. Само здание—трехъярусное, с преобладанием вертикали. Путем повторения полукружий, пронизывающих храм от низа и до верха, массы здания приобретают пирамидальность. Декор фасадов—исключителен по своему богатству. К центрическим постройкам в Армении относятся и небольшие крестообразные церкви крестово-купольной системы в упрощенном виде—с прямоугольными ветвями креста. Средокрестье венчалось куполом, установленном на восьмиугольном барабане. Использовались они в качестве часовен над усыпальницами. Армянские зодчие, безусловно, были новаторами в архитектурно-художественных поисках, шли индивидуальным путем. Но этот путь соответствовал общей тенденции архитектурно-художественного процесса, приняв в Армении лишь оригинальные формы. К подобному выводу приводит нас и изучение раннесредневековой архитектуры Грузии.

Композиционные решения в Армении и Грузии в V-VII вв. были настолько близки, что можно говорить об одной архитектуре двух государств. Так, первый этап в развитии архитектуры Грузии представлен трехнефными базиликальными храмами V в. в Дзвели Шуамта, Гвтээба. Затем были сооружены резко удлиненные трехнефные базилики в Кахетии (Наткара, VI в.), в Картии (Урбниси, VI в.). На втором этапе развития грузинского зодчества, получает развитие купольная архитектура, близкая по форме к армянской, в которой стала преобладать вертикальная ось архитектурных композиций. Примером этому служат тетраконхи в Дзвели Гавази и Нинацминда, построенные в VI в. Но наиболее полно этот расцвет архитектуры воплощен в тетраконхе—храме Креста (Джвари), сооруженном в VII веке.

Подытоживая краткий обзор развития храмостроительства, можно сделать вывод о том, что раннее средневековье V-VII вв. явилось значительной эпохой в развитии храмостроительства в странах Присредиземноморья и Закавказья—эпохой огромного художественного подъема. Изменялись и архитектура, и топография храмов: перемещение центра Литургии навстречу молящимся, на центр храма,—вызвало создание купольных храмов центрического типа, в которых боковые пространственные объемы ориентированы не к алтарю, а обращены к подкупольному пространству. Смысл такого архитектурного процесса—объединение внутреннего пространства храма и развитие центрического принципа.

Кульминацией развития купольной архитектуры является гигантская, поражающая воображение София в Константинополе. Дальнейшее развитие центрической архитектуры привело к созданию крестово-купольной системы с объединенным пространством. Вообще, концепция храма—как микрокосма, как воплощения всего мироздания,—стала определяющей для храмостроительства раннего средневековья.

 

Список литературы

Покровский Н. В. «Очерки памятников христианского искусства», Санкт-Петербург, 1999 г.

Якобсон А.Л. «Закономерности развития в средневековой архитектуре», Ленинград, 1983 г.