Печаль ради Бога и печаль мирская
В настоящее время, когда целая масса влившихся в Церковь людей только получает навыки правильной духовной жизни, часто требуется объяснить, чем отличается проявление естественных человеческих чувств от религиозных переживаний. Ведь зачастую одним и тем же словом мы называем совершенно разные понятия. Возникает логичный вопрос: где же найти этот эталон, по которому мы могли бы выверять течение нашей религиозной жизни?
Ответ очень прост и доступен в исполнении - необходимо изучать Священное Писание, получая через это здравые представления о духовной жизни, а они являются теми ориентирами, которые не дадут сбиться со спасительного курса в мятежном житейском море земной жизни.
Среди посланий апостола Павла особое место занимает Второе послание к коринфянам—своим богатством содержания и стиля. В нем имеются все литературные приемы: логические доказательства, сарказм, просьбы, порицание, поэзия, повествовательный стиль—то есть оно написано в стиле личной беседы, не может рассматриваться как богословский очерк. Сложность послания в том, что оно написано фрагментами. В нем больше личного выражения чувств и меньше систематически излагаемого учения. Раскрываются человеческие свойства апостола Павла: его чувства, желания, неприязнь к чему-то, его стремления и обязанности.
Второе послание к коринфянам писалось, чтобы защитить апостола Павла не только от критики со стороны коринфской церкви, но также от клеветы и обвинений иудействующих христиан, которые ополчились на Павла во время его благовествования. Таким образом апостолу приходилось бороться не только с духовным бездействием и злом традиционного язычества, но и с активной злобой завистливых и предубежденных руководителей коринфской церкви. Сообщение Тита апостолу Павлу о ее состоянии и послужило поводом для написания послания. Оно могло быть написано в первой половине 58 года, вскоре после первого послания, потому что никаких резких изменений во взаимном положении апостола и верующих коринфян за этот промежуток времени не произошло. Местом написания является Македония, г. Филиппы. Здесь и произошла встреча апостола с Титом. в этом сообщении вместе с утешительными фактами был и тревожный—наряду с возрастанием веры у коринфских христиан: «... ибо верою вы тверды» религиозно-нравственное состояние коринфской общины нуждалось в улучшении. Отдельные члены коринфской церкви, нетвердые в христианской вере и находившиеся под влиянием иудаистических настроений, старались поколебать авторитет апостола Павла. Приверженность к иудаизму позволяла им потворствовать распущенности в нравственном отношении. Суровые и выдержанные наставления апостола были для них нетерпимы, а сам благовестник являлся препятствием для влияния на общину. Это и явилось причиной клеветы на апостола. Были предъявлены и обвинения. Во-первых, Павел замедлил со своим приходом в Коринф вопреки своему обещанию, вследствие чего был сделан вывод, что если апостол нетверд в своих решениях, то он не обладает и абсолютной истиной. Во-вторых, обращение апостола к коринфянам за милостыней для неимущих братий было истолковано как стремление поживиться. Эта клевета имела влияние на общество христиан в Коринфе, поэтому апостол обоснованно опасался за нормальное развитие христианской жизни. Все это послужило поводом к написанию особого послания, целью которого яволось оградить целостность церковно-христианского строя коринфской общины, созданного великими трудами и тщанием апостола. Подлинность послания подтверждается авторитетом мужей апостольских, апологетов, отцов и учителей Церкви первых веков. О нем упоминается и в Мураториевом каталоге. Внутренним свидетельством подлинности послания является то, что живая личность апостола Павла выступает в нем с убедительной очевидностью. По характеру и настроению речи апостола послание разделяется на две части: в первой он пишет мягко и нежно, а во второй—строго, даже с иронией.
По содержанию послание можно разделить на четыре раздела. В первых двух главах апостол говорит о своем отношении к коринфянам. Содержание послания с третьей по седьмую главы защищает достоинство апостольской проповеди. В восьмой и девятой главах говорится о пользе милостыни для неимущих. Последние главы послания посвящены защите апостольского достоинства.
В седьмой главе мы находим слова апостола Павла, дающие прекрасный ответ на извечный вопрос о спасении души: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.» Для лучшего понимания этих слов обратимся к святоотеческому наследию. Так, по мысли святителя Феофана Затворника, печаль ради Бога «... есть скорбь и болезненное сокрушение сердца, когда при помышлении о Боге и своих к Нему отношениях сознают себя виновными пред Ним безответно.» Такое сознание поражает страхом суда и осуждения. Страх, в свою очередь, заставляет искать правильного выхода из скорбного состояния души. Единственно правильный выход—сердечное раскаяние с твердой решимостью не нарушать Закон Божий. Чтобы устоять в выполнении такого решения, надо прибегать к помощи Божией, а это означает, что человек становится на путь спасения. Поэтому и сказал апостол: «... печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению.» Причем покаяние должно сопровождаться твердой решимостью не возвращаться вспять.
Этой спасительной печали апостол Павел противопоставляет убийственную мирскую печаль: «... печаль мирская производит смерть.» Печалью мира является потеря славы, чести, имущества, развлечений, расстройство житейских дел или вообще всего того, что ограничивается только земной жизнью и не переходит в вечную жизнь. Для этой печали характерны безотрадность и безысходность горя. Конечно, ради Бога печалящийся тоже подвержен скорбям, но скорби эти рассеиваются надеждой помилования, потому что известна Божия готовность принимать кающегося. Поэтому печаль ради Бога «...не убивает, а оживляет, не смерть причиняет, а из смерти извлекает и в живот переводит.»
В творениях святителя Иоанна Златоуста мы узнаем, что «...если бы мы не обличили вас, когда можно было исправить вас обличением, то мы нанесли бы вам вред, и ущерб был бы не для вас только, но и для нас, ибо не дали бы нам повода к покаянию...» «Не обличать грешников вредно и учителю, и ученику...» «Хотя и раскаялся, прежде нежели увидел плод и пользу послания, но теперь не раскаиваюсь, ибо плодом была печаль ради Бога...» Ибо одна печаль о грехах полезна и это видно из следующего: скорбящий о потере богатства не возмещает этим убытка, а скорбящий об умершем не воскрешает его. Скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но только усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби, ибо истощает и истребляет грехи. Печаль есть врачевство, приготовленное только на этот случай, только здесь она имеет силу и оказывает пользу, а в других случаях—вредит. Действительно, что может быть тяжелее печали? Но когда она бывает печалью ради Бога, тогда становится гораздо лучше мирской радости, потому что радость эта обращается в ничто, а «... печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению.» Никто из скорбящих ей не раскаивался, тогда как для мирской печали присуще последующее раскаяние.
Блаженный Павел, говоря о благих плодах печали ради Бога, не имеет нужды приводить посторонние примеры в подтверждение сказанного, а указывает на самих коринфян, и из того, что они сделали, заимствует доказательства, чтобы, похваляя их, вместе с тем и наставить, и более привлечь к себе: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие...» «То есть ваша печаль ради Бога сделала вас заботливыми о себе, ибо такое усердие и скорое исправление показали, что они устрашились.» Павел не рассуждает о печали и показывает, что печаль не всегда есть зло, но только тогда, когда бывает по миру, то есть об имуществе, славе, об умерших. Ибо такая печаль «производит смерть» уже душевную, а часто и телесную; ибо через это многие погибли. Если же кто добровольно скорбит о грехах, тот ревнует о Боге, ибо врачевство это приготовлено для произведения неизменного покаяния... и «для избавления человека от душевной смерти.»
Согласно мысли архиепископа Аверкия, апостол Павел не жалеет, что опечалил коринфян своим первым посланием: «Ибо печаль ради Бога не только не вредна, но, напротив, приносит великую духовную пользу, так как ведет к покаянию. Печаль, вызванная первым посланием апостола, произвела благодетельный нравственный переворот в коринфянах, пожелавших исправить все нравственные недочеты в своей среде.»
В заключение можно отметить то, что изучив толкования святителя Феофана Затворника, Святителя Иоанна Златоустого, блаженного Феофилакта и архиепископа Аверкия на предмет «печали ради Бога» и «печали мирской», можно сделать вывод о том, что все толкователи соглашаются с мнением святителя Иоанна Златоуста о спасительном значении «печали ради Бога» для спасения человеческой души. И в наше время полезно самому помнить об этом, напоминая, по-возможности, и другим людям о тщетности переживаний об утрате земных благ и спасительности скорби о грехах, наполняющей человеческую душу благодатным покаянным настроением.
Список литературы
Новый Завет. Москва, 1996 г.
Аверкий, архиеп. Апостол, руководство к изучению Священного Завета. Москва, 2000 г.
Ефрем Сирин. Творения.Ч.7. Сергиев Посад, 1913 г. Зеленецкий И. И., доц. Лекции по Св. Писанию Нового Завета. Ленинград, 1955 г.
Никанор (Каменский), еп. Объяснение второго послания св.ап. Павла к Коринфянам. Санкт-Петербург, 1895 г. Сперанский М., проф.-прот. Курс лекций по Св.Писанию Нового Завета. Ленинград, 1972г.
Творения святого Иоанна Златоустого. Т.10. Санкт-Петербург, 1904 г.
Феофан Затворник, свят. Толкование второго послания св. апостола Павла к коринфянам. Москва, 1894 г.
Феофилакт, архиеп., блаж. Толкование на соборные послания святых апостолов. Казань, 1865 г.