Промысел Божий о человеке и мире

 

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Этими словами Символа Веры мы признаем и исповедуем, что Бог сотворил мир видимый и невидимый, что Он все сотворенное содержит в своей власти и всем управляет. Иначе говоря, мы исповедуем Бога Творцом и Промыслителем мира. В чем же заключается сущность, основная идея, цель Божественного попечения о человеке и мире?

Святитель Филарет, митрополит Московский, определяет Божественный Промысел первым действием Божиим, последовавшим после сотворения мира и человека, причем таким действием всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляя их к благим целям, а всякому добру вспомоществует; возникающее же через удаление от добра зло—пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Само слово «Промысл» в Священном Писании обозначает внутреннее соприкосновение Божества с каждым явлением, событием в мире. Идея Божественного Промышления в Священном Писании имеет прямую и жесткую связь с понятием о Боге. Всесовершенный Бог по своей природе возвышается над ограниченным миром. Свойства Божественного Существа представляются в Священном Писании всесовершенными, а это отличает их от ограниченности тварного бытия. Эта идея Всесовершенства Божественного существа, Его всеобъемность служит основной мыслью библейского учения о Промысле. Бытие Бога—всеобъемлюще, Он причина всего, поэтому ничто без Него не совершается. Это является главным и лучшим доказательством бытия Промысла. Все остальные доказательства являются второстепенными. Так, Божественная Любовь, Божественная Премудрость представлены доказательствами Божия Промысла на земле, чтобы подчеркнуть ясность ощущения Бытия Всесовершенной Личности, а также всеобъемлющей природы Божества. Но что же за цель предназначена человеку, по отношению к которой та или иная судьба его земной жизни служит только средством?

В Священном Писании учение о Промысле раскрывается в связи с историей откровения и утверждения царства Божия на земле и спасения каждой души в загробной жизни. Действие Божественного промысла направлено, главным образом, к распространению и утверждению царства Божия, к устранению препятствий для правильного утверждения и раскрытия этого царства. Этим объясняется то, что многие страшные бедствия в истории человеческого рода были фактически судом над врагами царства Божия: «Таковы пути всех, забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет; ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет». Так, например, такие общечеловеческие бедствия, как всемирный потоп, смешение языков, гибель Содома и Гоморры,—рассматриваются в Священном Писании именно следствием действия Промысла Божия, направленного на прекращение и устранение препятствий со стороны злых начал, действующих против распостранения царства Божия на земле.

Но нельзя забывать, что в целях Божественного промысла умножаются чудесные знамения и откровения воли Божией великим праведникам—носителям идеи царства Божия. Каждый шаг в жизни праведника находится под непосредственным водительством Бога, который испытывает и укрепляет их веру, хранит их от зла, защищает в опасностях: «: было слово Господа к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика». Вся деятельность пророков была направлена к устранению препятствий к развитию царства Божия на земле. В христианстве—религии духа и истины—идея достижения царства Божия выражена еще яснее: она становится задачей всей жизни человека: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Каждый шаг в жизни христианина должен быть освящен религиозной идеей, должен иметь религиозно-нравственное значение. Даже есть и пить христианин должен во славу Божию. Земные же блага, по притче о неправедном домоправителе, должны служить лишь средством к достижению обителей вечных.

Священное Писание Нового завета предлагает нам учение о Пастыре добром, душу свою полагающим за овцы. Промыслительная деятельность этого Пастыря направляется к приведению овец к Отцу. Сам Отец здесь представляется привлекающим к Себе верующих посредством благодати. Таким образом, если общее промыслительное отношение Бога к миру служит для приведения человека в царство славы, к созданию Царства Божия, то и все частные действия Бога в отношении к человеку должны иметь то же значение. Следовательно, в тех местах Священного Писания, где идет речь о путях Божиих, о судах Божиих над человеком, необходимо видеть указание на водительство Божие в отношении к царству славы и духовно-нравственному развитию человека.

В этом и состоит идея Божественного Промышления, значит, каждое отдельное событие в жизни человека надо рассматривать как средство к достижению указанных целей. Например, даже географическое распределение племен содействует осуществлению этой высокой цели. «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было». У пророка Иеремии завоевание территории одного народа другим представляется как акт Божественной воли, ведущий к тому же развитию и созданию Царства Божия на земле через сохранение истинного Богопочитания.

Промысел Божий устраняет все, мешающее развитию истинного Богопонимания, а поэтому над нравственно развращенными народами открывается Божественный суд: «: и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого». Причем этот суд наступает именно в момент нравственного упадка нации, когда она становится неспособной исполнить свою историческую миссию: «Горе тем, которые поставляют несправедливые законы и пишут жестокие решения: ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня: и вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут». Народ, сдвинувший себя с моральных устоев, обезличившийся и развратившийся, не может играть в истории никакой роли. Он должен или совсем уничтожиться, будучи неспособным выполнять предназначенную ему историческую миссию, либо войти в историю другого народа в качестве исторического материала. Пророк Иеремия так провозвестил эту мысль: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его но если народ этот, на который Я изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его». Таким образом, Священное Писание признает сам процесс разложения естественным, зависимым от направления народной жизни, но наказание—как акт Божественного правосудия. Взамен старых и одряхлевших народов Господь вызывает новые, исполненные нравственной бодрости и способные нести предназначенную им историческую миссию. Священное Писание при этом указывает, что та или иная историческая миссия известного народа служит средством к достижению высших Божественных целей, к раскрытию и укреплению истинного Богопочитания: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю Славу Мою!».

Священному Писанию Ветхого Завета не чужда мысль о призвании всех народов в царство Божие на земле, не чуждо представление о приготовлении язычников к этому царству: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне—из Иерусалима». Новозаветное Откровение ясно и определенно выражает ту мысль, что Бог предуготовлял языческие народы ко Христу: «:предопределив усыновит нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей: в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом».

Сопоставляя Священное Писание с отмеченными выше фактами, можно сделать вывод о том, что вся историческая жизнь народов направляется Божиим Промыслом к установлению теснейшего союза с Богом в Его благодатном царстве и что вся история есть подготовление и развитие царства Божия на земле. Священное Писание указывает и на тот факт, что человек, имея физическое тело, живет в физическом мире и находится во взаимообщении с великой природой: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней:» Физическая жизнь природы, помимо своего естественного предназначения, имеет и высшие эстетические цели. Так, явления природы служат знамением Божественной воли, средством к выполнению Божественных планов относительно духовной стороны человеческого бытия. Иначе говоря, они являются орудиями духовно-нравственного совершенствования человека: "От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтобы исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования".

Согласно Священному Писанию благодетельные и разрушительные силы природы имеют ту или другую связь с духовно-нравственным развитием человека. Здесь действует не физический закон, а премудрый разум Божий, объединяющий в своих планах духовно-разумный мир и слепую природу. Человек, вразумляемый и внешними знаниями, так или иначе располагает свою жизнь сообразно Божественной воле. Ведь человек—это самый главный предмет Божия Промышления на земле. Бог знает помышления и чувствования каждого человека, подает потребное всем прежде, чем у него попросят о том, приклоняет ухо Свое к молитве просящего—и исполняет просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры, если оно согласно с благом просящего, заключающимся в искании Царствия Божия: «Воззрите на птицы небесныя, яко ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте?» Господь направляет шаги человека, не знающего своего пути, Он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, поражает и врачует. Любя праведных, Он щадит и грешных, не до конца гневается, «ниже во век враждует», но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести всех к покаянию. Эта всеобъемлющая, непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем».

Итак, можно сделать вывод о том, что в судьбах мира и человека Божественное Промышление является силой, направляющей к развитию и совершенствованию духовных способностей, а через это—к устроению царства Божия на земле и подготовлению человечества к царству славы. Земная жизнь, предметы внешнего благополучия и неблагополучия, разнообразно применяемые, служат в руках Божественной Премудрости к достижению указанной цели.

 

Список литературы

Блинов М. О домостроительстве Божием, о человеке. Варшава, 1908 г.

Никольский В., прот. Вера в Промысл Божий и ея основания. Казань, 1896 г.

Сергиев И., прот. Беседы о Боге—Творце мира, говоренные в Кронштадтском Андреевском соборе.