История мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в 1922-1960
История мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в 1922-1960 гг.
Утром
в субботу 13 мая 1922 года на уличных перекрестках древнего Полоцка были
расклеены афиши, извещающие население о предстоящем вскрытии мощей преподобной
Евфросинии и уже через час-полтора весь город был осведомлен о предстоящем
событии. Газета «Известия Витебского губисполкома и губкома РКП» от 16 мая 1922
года передает ту тревожную обстановку, которая возникла в Полоцке: «Какой-то
старик, сторож улицы, убедительным тоном рассказывает своему соседу
красноармейцу: «Ей Богу отсохнут и руки, и ноги – как притронуться дерзнут … Да
приказывает начальство – исполнять надобно им … А боятся, сами знают, что
мощи святые да нетленные».
С визгом быстро несется автомобиль. Вдали
вырисовывается монастырь. Въехали через широкие ворота на большой, просторный
двор, окруженный со всех сторон белой каменной стеной. Людей пока еще немного –
человек 500, не считая членов комиссии и красноармейского караула, но толпа все
больше ширится и увеличивается. Каждый лезет вперед, стараясь протиснуться через
расставленный караул. На паперти церкви ясно выделяются черные, высокие фигуры
представителей духовенства. Чему-то многозначительно улыбается наблюдающий за
ними молодой красноармеец.
Только в 14 часов 30 минут комиссия по вскрытию и
освидетельствованию мощей преподобной Евфросинии, созданная согласно указания
1920 года Народного комиссариата юстиции «О ликвидации мощей», постановления
Полоцкого уездного исполнительного комитета, утвержденного губисполкомом,
начинает свою работу.
В состав комиссии вошли следующие лица: от уездного
исполнительного комитета – Хомяков и Ткачев; уездного комитета коммунистической
партии – Лейман; союза молодежи – Пискунов; женотдела – Барановская;
губисполкома - Григорьев; губернского отдела юстиции – Шевкун; губернского
политуправления – Сакс; губздрава – врачи Ленский, Христенсен, Калашников и
Лунзберг; представители духовенства – священник Николай Пестмаль, игумен
Серафим, протоиерей Черепнин и священник Покровский, игумения Елена, казначея
Лариса Ксюнина; военком Полоцких командирских курсов Фабрициус, военком 41 полка
Дмитриев; археолог Дейнис; представители рабочих железнодорожного транспорта и
пищевиков, городского населения и крестьян. Председателем комиссии был утвержден
член уездного исполкома Ткачев, а секретарем – член губернского исполкома
Григорьев. Всего комиссия насчитывала более 50 человек.
У изголовья раки с
мощами заняли места секретарь комиссии Григорьев, представитель отдела юстиции
Шевкун и корреспондент газеты «Известия ВЦИК» Вольный. Монахини освободили мощи
от облачений. Присутствующие с напряженным вниманием следят за каждым движением
их рук. На реплику одного из присутствующих: «Развязывайте скорее!» - монахиня
Неонилла заявляет: «Не торопитесь, мы вас больше ждали». Другая монахиня
заявляет: «Тут ничего нет – только одни косточки». Священник Николай Пестмаль,
оттиснутый присутствующими в сторону, настаивает на своем праве быть впереди и
добивается этого.
Членами врачебно-экспертной комиссии рассматривается каждая
косточка мощей, фотографы Бермант и Соловейчик делают ряд снимков. При
составлении протокола протоиерей Черепнин сообщает, что за время пребывания
мощей в Полоцке их частицы брались уже три раза – в Новочеркасск, Варшаву и
Ригу. Наконец, в 16 часов 30 минут работа комиссии закончена и в церковь
начинают запускать народ.
«Родименький, где это мощи лежат?» - спрашивает у
меня старушка. Рядом с ней красноармеец, держа в руках часть мощей, с хохотом
восклицает: «Ну, так мощи …Ну, и святая! … Вот так обманывали народ духовные
наши бати». Маска с лица духовных пастырей сорвана снова. В заключении
врачебно-экспертной комиссии подробно описывается состояние мощей преподобной
Евфросинии, причем, по мнению врачей, состояние останков с учетом их возраста
вполне нормальное. В полемику с ними вступает археолог Дейнис, утверждающий, что
состояние останков неудовлетворительное.
После публичного осмотра мощей
газета «Известия Витебского губисполкома и губкома РКП» сообщила решение
полоцких трудящихся – сдать мощи в музей, после чего они были изъяты из
монастыря и помещены в Витебский исторический музей, а серебряная рака, золотые
и серебряные лампады с драгоценными камнями - реквизированы. Сам монастырь
вскоре был закрыт, а его здания переданы военному ведомству.
Вплоть до 1941
года мощи преподобной находились в Витебском областном историческом музее,
в июне 1939 года они были подготовлены к экспонированию в отделе истории периода
реакции 1907-1910 гг., копия акта вскрытия экспонировалась рядом с мощами – для
доказательства посетителям механизма церковного одурманивания трудящихся. При
эвакуации ценностей исторического музея 5-7 июля 1941 года гробница с мощами в
силу ее громоздкости и тяжести была оставлена в помещении антирелигиозного
музея.
В августе 1941 года мощи преподобной Евфросинии были перенесены в
Покровскую церковь г.Витебска, где и находились все время немецко-фашистской
оккупации.
Осенью 1943 года линия фронта проходила практически через Витебск
и вновь встал вопрос о сохранности от военных разрушений мощей преподобной. Было
решено спасти мощи великой белорусской святой, эвакуировав их в Полоцк, где 21
октября 1943 года распоряжением оккупационной власти был открыт
Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. На перенесение мощей преподобной
заранее было получено благословение епископа Смоленского и Брянского Стефана
(Севбо), который сам хотел участвовать в этом событии, но ему помешала внезапная
эвакуация Смоленска.
21 октября 1943 года, Церковное Управление
Полоцко-Витебской епархии получило разрешение от штандортскомендатуры г.Витебска
на возвращении мощей преподобной Евфросинии из Витебска в ее Полоцкую обитель.
На следующий день, 22 октября, в Витебской Покровской церкви православные
прощались с мощами преподобной Евфросинии: были отслужены литургия и молебствие.
Утром 23 октября гробница с мощами преподобной была перенесена на украшенную
живыми цветами машину и перевезена на железнодорожный вокзал Витебска в
сопровождении заведующего Церковным Управлением Павла Пороменского, благочинного
священника Бориса Чикильдина и шести монахинь. Гробница с мощами была помещена в
особый вагон, который поздно вечером 23 октября прибыл в г.Полоцк.
На
Полоцком вокзале мощи встречали монахини Полоцкого монастыря (около 50 человек),
все местное духовенство, учащиеся пастырских курсов. Гробницу с мощами в
сопровождении большого числа молящихся перенесли в Полоцкий Софийский
собор.
На следующий день, в воскресенье 24 октября, в Софийском соборе
впервые после 25-летнего перерыва, соборным чином была отслужена Божественная
литургия и молебен перед мощами преподобной Евфросинии. После чего, при
громадном стечении народа крестный ход с мощами святой Евфросинии под пение
стихир акафиста преподобной направился в Спасо-Евфросиниевский монастырь. У реки
Полота торжественную процессию встретил монастырский крестный ход, возглавляемый
настоятельницей игуменией Ананией и духовником игуменом Модестом
(Павловым).
Оба крестных хода соединились, мощи преподобной были внесены в
монастырский Спасо-Преображенский храм, где было совершено всенощное бдение,
которое возглавил игумен Модест (Павлов). 25 октября 1943 года в этом же храме
соборным чином была отслужена Божественная литургия перед мощами преподобной
Евфросинии. Во время литургии проповедывали священники Феодор Котляров и Борис
Чикильдин. По свидетельству участника события игумена Модеста (Павлова), только
само известие о перенесении мощей преподобной Евфросинии настолько всколыхнуло
души людей, что от великой радости они на какое-то время потеряли дар речи: чтец
не мог читать, певчие – петь, а священник – произносить возгласы. Мощи были
спасены.
Прошло менее 20 лет и история мощей преподобной Евфросинии
дополнилась новыми драматическими событиями. Начиная с апреля 1959 года по июль
1960 года в областной газете «Вицебскi рабочы» и полоцкой городской газете «Сцяг
камунiзма» был опубликован цикл антирелигиозных статей, в которых проводилась
мысль о вредном влиянии полоцкого женского монастыря на трудящихся, об
архаичности и нелепости почитания мощей преподобной Евфросинии.
6 июня 1960
года исполком Полоцкого городского совета трудящихся вышел с ходатайством об
изъятии мощей преподобной и передаче их Полоцкому историческому краеведческому
музею. Уполномоченный по делам Русской православной церкви при Совете Министров
СССР по Витебской области, рассмотрев ходатайство Полоцкого горсовета,
рекомендовал сначала закрыть Полоцкий женский монастырь и только потом передать
мощи преподобной Евфросинии в музей. Монастырь действительно вскоре был закрыт,
но мощи, по милости Божией, остались в Спасо-Преображенском храме г.Полоцка, где
и пребывали до возрождения обители три последующих десятилетия.