История православных объединений Полоцко - Витебской епархии

 

Краткий очерк истории православных объединений Полоцко - Витебской епархии

 

Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия, в том числе и для служения миру. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. И сегодня, изучая архивные документы, мы имеем уникальную возможность узнать, как в дореволюционной Церкви накапливался драгоценный опыт деятельного участия членов Церкви в общественной жизни.

Так, настоятель Витебской Свято-Ильинской церкви протоиерей Николай Околович (1863-1934) свидетельствовал о том, что уже с XVII века в Витебске при Ильинской церкви существовало православное братство во имя святителя Николая Чудотворца, имевшее свою древнюю икону святителя Николая и братский праздник. Приход Витебской Ильинской церкви составляли в основном мастеровые и торговые люди: артель сапожников, столяры, плотники, мясоторговцы, земледельцы. Но эти простые люди смогли во многих поколениях своих потомков воспитать искреннюю веру в Бога и почитание Его святого угодника, молитвенника и заступника – святителя и чудотворца Николая. С октября 1924 года, когда протоиерей Николай Околович стал настоятелем Витебской Ильинской церкви, сменилось несколько братских старост, бывших представителями цеха мясоторговцев: братья Николай и Василий Михно, Дмитрий Можейко, Наталия Пушкарская. Последним старостой стал Андрей Ризо, работавший в коммунальном отделе Витебского исполкома. Братская икона целый год хранилась поочередно в доме одного из братчиков, который на этот год именовался братским старостой. 18 декабря, накануне дня празднования памяти святителя Николая, икона крестным ходом переносилась в Витебскую Ильинскую церковь, а в сам день праздника – 19 декабря, после торжественного богослужения икону вновь переносили крестным ходом в дом братского старосты. Здесь устраивалась праздничная трапеза, на которой исполнялись церковные песнопения, зачитывался отчет о деятельности братства за истекший год, поминались усопшие и вновь вступившие братчики, а также староста отчитывался в расходовании финансовых средств, причем остаток денег за истекший год передавался в Ильинскую церковь как пожертвование. После окончания трапезы икона переносилась в дом нового братского старосты. Такой порядок сохранялся до 1927 года, когда крестные ходы уже не разрешались. После этого братская икона святителя Николая какое-то время хранилась в домах у братчиков, затем с декабря 1929 года пребывала в Витебской Ильинской церкви, а братство практически прекратило свое существование.

Протоиерей Александр Григорович (1870-1937) – последний настоятель Витебской Спасо-Преображенской церкви, - называл шесть объединений православных верующих, действовавших в пределах Полоцко-Витебской епархии в XIX-XX веках. В первую очередь это епархиальное Свято-Владимирское братство, членами которого были священнослужители и служащие государственных учреждений, а возглавлял его правящий архиерей. Братство ставило своей целью духовно-нравственное просвещение и благотворительность. Братчики организовывали в Великом посту публичные чтения на духовные темы в здании Витебской Духовной семинарии (либо Городской Думы), сопровождавшиеся пением архиерейского хора. В рамках благотворительной деятельности происходило финансирование церковно-приходских школ, а перед праздниками выдавались денежные пособия бедным. Бюджет братства формировался за счет членских взносов и дохода от деятельности церковной лавки при архиерейском доме, имевшей филиалы в уездных городах, которая снабжала необходимой утварью храмы епархии.

Кирилло-Мефодиевское общество при Витебской Духовной семинарии и Общество вспомоществования недостаточным ученикам Витебского мужского Духовного училища имели своими членами преподавателей семинарии и училища, а также духовенство. Ими оказывалась помощь беднейшим ученикам как деньгами, так и одеждой. Попечительство о семьях лиц, призванных на войну действовало в 1914-1917 годах. В нем председательствовал Витебский городской голова, членами являлись преподаватели гимназий и духовенство. Члены попечительства изучали материальное положение семей военнослужащих, при необходимости назначалось денежное пособие.

Полоцкое Евфросиниевское братство, членами которого были служащие кадетского корпуса и Полоцкое городское духовенство, содержало приют для беспризорных детей на 8-9 человек. Полоцкое Попечительство о народной трезвости организовывало в чайных беседы о вреде пьянства, сопровождаемые показом картин с помощью диапроектора.

Расцвет деятельности православных объединений пришелся на начало XX века: 1902-1911 годы, когда правящим архиереем Полоцко-Витебской епархии был епископ Серафим (Мещеряков) (1860-1933), впоследствии ставший митрополитом Ставропольским и Кавказским. На примере православных объединений Полоцко-Витебской епархии мы видим, что Церковь, всегда исполняя миссию спасения рода человеческого, делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира.